Не подведут ли нас российские авиакомпании, как обанкротившаяся в Италии Wind Jet, можно ли застраховаться от таких неприятностей? И почему у нас такие дорогие авиабилеты? На эти вопросы "РГ" ответил глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько на "Деловом завтраке", который вчера прошел в редакции.
Wind Jet прекратила летать из-за долгов в прошлые выходные. Судя по всему, проблему удалось решить оперативно?
Александр Нерадько: Во вторник получили информацию от итальянских авиавластей, что они срочно назначают нового перевозчика до третьего сентября, это компания "Нью-Ливингстон".
|
Видео: Александр Шансков |
Росавиация сразу проинформировала всех российских перевозчиков, что они получат любые разрешения на дополнительные чартерные рейсы, чтобы перевезти наших пассажиров итальянского банкрота. Мы в первый же день установили взаимодействие с Ростуризмом, с ассоциацией туроператоров, чтобы выяснить масштабы бедствия.
Действительно, они были велики. Компания летала по большому количеству направлений, маршруты были и в Москву, и в Петербург, в Ростов-на-Дону. Сразу провели консультации с нашими авиаперевозчиками, чтобы выяснить, кто бы мог сейчас, в высокий сезон перевозок, выставить дополнительные места для перевозки наших граждан. Первый рейс был организован 13 августа. Компания "Россия" перевезла 107 пассажиров из Санкт-Петербурга в Катанью и 81 пассажира обратным рейсом вернула в Санкт-Петербург.
Ситуация очень неприятная. И никто не застрахован от ее повторения. Это не первый обанкротившийся авиаперевозчик за последнее время, особенно работающий в сегменте бюджетных (недорогих) перевозок. Лоу-кост - бизнес специфический.
И пассажиру надо выбирать: желание сэкономить может обернуться форс-мажорными обстоятельствами и дополнительными тратами, в том числе и на покупку еще одного билета.
А наши авиакомпании не подведут в пиковый сезон августа?
Александр Нерадько: У нас бюджетных перевозчиков уже не осталось, они обанкротились раньше. Постоянно следим за финансовым состоянием наших перевозчиков. Сегодня никто из них не вызывает опасения.
Но за иностранными перевозчиками проследить не сможете. А в Европе - новая волна кризиса, и нет гарантии, что не рухнет еще какая-нибудь авиакомпания.
Александр Нерадько: Действительно, никто не застрахован от повторения ситуации. И мы предлагаем использовать опыт других государств, который себя очень хорошо показал. Надо создавать страховой резерв. Например, авиапассажир, покупая билет, дополнительно платит небольшую сумму, страховку. Но это не страховой фонд, который будет отвлекать средства на другие цели. Резервы создают туробъединения для случаев, если наступают форс-мажорные обстоятельства. Деньги из этого резерва передаются авиационным властям, чтобы они зафрахтовали дополнительные воздушные суда. Пассажиру же это обойдется в дополнительные 30-60 рублей в цене билета.
А как быть с теми пассажирами, которые сами покупали билеты. Куда в таком случае пойдет их страховка?
Александр Нерадько: Мы можем рассмотреть вопрос и с туроператорами, и с другими профильными министерствами, ведомствами, на какой площадке создавать страховой резерв. Не хочу употреблять слово фонд, потому что с ними связаны определенные негативные ситуации.
Так что тут может работать механизм не только для туроператоров, но и для любого гражданина, который покупает авиабилет. И такие предложения уже подготовлены. Ведь были случаи и с нашими авиаперевозчиками, "Континент", например. Мы выходили из ситуации путем резервирования в федеральном бюджете определенной суммы. Но такое не может продолжаться бесконечно. Государство не должно компенсировать просчеты наших авиаперевозчиков.
Хотя еще раз подчеркну, сейчас финансовое состояние наших перевозчиков стабильное. Идет рост объемов перевозок. Происходит дальнейшая концентрация авиабизнеса в ведущих авиакомпаниях. Среди первых 15 авиакомпаний наблюдается концентрация роста перевозок. Если в прошлом году было 79 процентов перевозок выполнено ими, то в этом году уже 87 процентов.
Но растут не только объемы перевозок, но и цены на билеты. И с этим справиться не удается?
Александр Нерадько: У нас уже давно не существует госрегулирования стоимости авиабилетов. Тем не менее вопрос актуальный и рассматривается на уровне правительства, в том числе несколько путей снижения стоимости, особенно на внутренних авиалиниях.
Это, например, введение "невозвратных" тарифов. Цены на билеты в этом случае будут меньше, но пассажир не сможет получить обратно деньги, если откажется от полета. Еще один способ уменьшения стоимости авиабилетов - исключение услуг, которые входят в цену перевозки. Это перевозка багажа, регистрация пассажиров на стойке, обеспечение питанием и напитками на борту. Кто пожелает, сможет получить все эти услуги за отдельную плату. А остальные на них сэкономят.
Далее можно пойти по пути снижения налоговой нагрузки на авиакомпании, обнулив НДС при осуществлении межрегиональных и местных перевозок. И, конечно, надо расширять программы субсидирования авиационных перевозок, как это сейчас делается для Дальнего Востока, Сибири и Калининграда. Отсюда студенты и пенсионеры летают за полцены, а федеральный бюджет компенсирует компаниям разницу. Сейчас программы субсидирования привязаны к летним перевозкам. Расширение этой программы на весь год тоже поможет снизить стоимость авиабилета.
Развитие конкуренции в аэропортовой сфере также ослабит давление на цены. У нас сейчас в аэропорту один оператор, он же - монополист. Рассматриваем вопрос введения многозначности операторов в аэропортах. Надо также совершенствовать нормативно-правовую базы в сфере недискриминационного доступа к услугам в аэропортах для операторов топливозаправочных комплексов. Стоимость топлива в цене билета достаточно высока - от 20 до 50 процентов в зависимости от типа самолета. Поэтому мы предлагаем развивать альтернативные топливозаправочные комплексы в аэропортах, чтобы снизить стоимости авиакеросина. Сейчас по всем этим направлениям Росавиация совместно с минтрансом готовит предложения в правительство.